Комментарии
Главная || Люди Города (new!) || 101 километр Леонида Марягина: Орехово-Зуево в судьбе знаменитого режиссёра

101 километр Леонида Марягина: Орехово-Зуево в судьбе знаменитого режиссёра

Леонид Марягин из Орехово-Зуево

Имя режиссёра и сценариста Леонида Георгиевича Марягина (1937 – 2003) хорошо знакомо любителям отечественного кинематографа. Фильмы, снятые им – «Про Клаву Иванову» (1969), «Моя улица» (1970), «Двое в пути» (1973), «Вылет задерживается» (1974), «Вас ожидает гражданка Никонорова» (1978), «Город невест» (1985) – стали классикой советского кино. Но не все знают, что детство и юность известного мастера прошли в нашем подмосковном Орехово-Зуево, оставившем неизгладимый след в его душе.

До семнадцати лет Леонид Марягин жил на Кировском посёлке, и впечатления отрочества и юности, проведённых в ореховских дворах и казармах, нашли отражение в картине, которая, безусловно, может быть отнесена к лучшим работам художника – «101 километр» (2001). В автобиографической книге «Изнанка экрана» (2003), написанной и изданной Марягиным незадолго до смерти, событиям орехово-зуевского периода посвящена глава «Восьмая казарма». И в фильме, и в книге автор воссоздаёт специфическую атмосферу послевоенного быта провинциального текстильного города. Для мальчика из интеллигентной семьи, родившегося в столице, годы, проведённые на 101 километре, куда, как известно, в советское время высылали из Москвы всех неблагонадёжных – и политических, и уголовников, стали настоящей школой жизни.

В книге «Изнанка экрана» Марягин пишет: «На пригородном дизеле из Орехово-Зуева я ехал в Москву завоевывать кинорежиссуру, а для начала – ВГИК. Какой багаж был при мне, не считая фибрового чемоданчика, где уместились бритвенный прибор, майка, трусы и носки, полотенце, мыло и общая тетрадь в черном коленкоровом переплете, куда я собирался заносить новые и, как мне думалось, яркие впечатления?

Остальной багаж располагался «под черепной коробкой» и делился на две далеко не равные части. Одна часть – то, что называется «на предъявителя»: некоторое знание нашей литературы. И зарубежной – меньшее, на что имелись свои объективные причины: кроме Драйзера, Мопассана, О. Генри, Говарда Фаста, Джека Лондона, до нашего текстильного города никто из иностранцев не добирался. Изобразительное искусство с детства смотрело на меня с облупленных стен нашей комнаты в коммуналке – отец привозил из Москвы и развешивал репродукции Архипова, Малявина, Левитана. До сих пор стоит перед глазами малявинский цветовой вихрь! Да и во Дворце культуры текстильщиков в читальном зале выдавали на руки альбомы по нашему и зарубежному ИЗО.

Другая часть багажа была моей тайной. Я боялся ее разглашения, считая такой поворот событий гибельным для осуществления моей мечты. И ни словом, ни намеком не обмолвился, что знаю в этой «тайной» области. Меня спрашивали на экзаменах, сколько стоит батон, подозревая в «маменькином» домашнем воспитании, и никто не догадывался, что воспитала меня во многом восьмая казарма...»

Именно будни провинциальной рабочей окраины с её неписанными законами, воровством, водкой, карточными играми, развратом и были тем внутренним багажом, который во многом определил духовное взросление будущего художника. Оказавшись своим в среде воров и картёжников, герой картины «101 километр» Ленька рано знакомится с изнанкой благополучной жизни и оказывается в ситуации сложного нравственного выбора. Первая любовь, разборки с местной шпаной, беседы с авторитетом Костей Коноваловым, который предлагает ему своё покровительство и участие в «деле», с другой стороны, люди из милиции и госбезопасности склоняют Леньку к написанию доносов – всё это заставляет героя задумываться над тем, как и по каким законам нужно жить, и что такое настоящая справедливость...

"Get the Flash Player" "to see this gallery."

Казарменный быт Орехово-Зуево начала 50-х годов прошлого века изображён в фильме безо всякой идеализации, что вызвало неоднозначную реакцию земляков режиссёра – от восторга до жёсткой критики и упрёков в сгущении красок. Однако многие реалии орехово-зуевской жизни того времени, показанные в картине, соответствуют действительности, а атмосфера, воссозданная в ней, несмотря на шокирующий натурализм, не выдумана режиссёром, а прочувствована им на собственном опыте.

Леонид Марягин прожил жизнь, полную творческих свершений и удач, однако итогом его творческого пути, как ни странно, стало именно создание честной, искренней и во многом автобиографической картины о собственной юности – «101 километр», посвящённой родному городу – нашему Орехово-Зуеву. Да, этот фильм может показаться кому-то чересчур жестоким, мрачным, натуралистичным, но он – про нас самих, про наше прошлое, из которого мы должны извлечь необходимые нравственные уроки.

Клим БУЛАВКИН

 


Защитный код.php
Обновить

Блог Михаила Буранцева

Миша Мэлвин: Жизнь публичная вполне приличная!

Malvin_3 Всем понятно, что мои ровесники [впрочем, как и я лично] сегодня находятся буквально в плену Всемирной Паутины. Интернет связал всё человечество...

Горячее лето с "Europa Plus"

EPLive_2 В минувший уик-энд в Московских "Лужниках" прошел самый крупный опен-эйр этого лета - Europa Plus Live 2012. Все действие происходило на...
Блог Орехова и Зуева

Весна покажет…

Олег Валерьевич уберите город! Кажется, что зима и не думает уходить, пускать к нам весну. Думается, что эта снежно-грязевая жижа никогда не растает и никуда...

Вонючие реки. Новое в топографии Орехова-Зуева

kanal_orechovo Актуальность пословицы «канализация-сердце города» увеличивалась и расширяла свои границы еще со времен древнего Рима, и вместе с прогрессом повышались требования к...