Древние пути по реке Клязьме
Подавляющее большинство древних славянских поселений на Руси возникало вдоль путей, каковыми на равнинных территориях, прежде всего, были реки. Проживание на водном пути или рядом с ним давало людям множество социальных, экономических и бытовых преимуществ. Здесь было удобнее торговать любым товаром и своим трудом, проще построить надежное укрепление, легче узнавать обо всех новостях, происходящих в ближних и дальних землях. Вот почему расселение славян к востоку происходило по рекам, на берегах которых воз
Использование рек в качестве дорог обязательно предполагало знание мест переходов из одного речного бассейна в другой. Таких переходов было известно великое множество. Наиболее удобные из них служили не только для прохода людей, но и для переноски различных судов из реки в реку. Такие места называли «переволоками» или просто «волоками». Волоков на Руси тоже было немало, их количество исчислялось не одной сотней.
Естественно, что переходы между реками и волоки в том числе обязательно были заселены. Поселения в этих местах самим своим существованием обозначали наличие важной дороги. До сих пор в северных областях европейской России сохраняются десятки таких топонимов как Волок, Волоцкое, Волочек, Волокушино, Заволочье и т.п. В Архангельской области есть даже река с название «Волоковая».
Одним из древних водных путей Ростово-Суздальской земли, а затем и Московского княжества была река Клязьма. Не делающая слишком больших изгибов в сторону, эта большая река шла от Москвы прямо на восток и служила кратчайшим путем сначала к границам ростово-суздальских земель, а затем и к Волге. Строго говоря, к самой Волге Клязьма не приводила, а впадала в Оку верст за пятьдесят до Волги. Однако по сравнению с длиной Клязьмы (около 650 верст) эти пятьдесят верст были уже пустяком: при хорошей воде – всего полдня пути.
От Москвы до Волги можно было добраться и по Оке, но такой путь был, примерно, в полтора раза длиннее. Кроме того, в этом случае бóльшая часть пути приходилась на земли Рязанского княжества, далеко не всегда дружелюбно относившегося к владимирцам. Клязьма же на всем своем протяжении была рекой «владимирской», а значит, и плавание по ней было гораздо более спокойным. Особенно возросла роль Клязьмы после того, как столица княжества была перенесена в новообразованный град Владимир.
Прекрасным знанием речной сети обладало еще дославянское население центральной России. Свидетельством этого являются многочисленные угро-финские гидронимы не только крупных и средних рек, но даже и ручьев. Это правило справедливо и для Клязьмы: с обоих берегов в нее впадают реки с мерянскими, мещерскими, мордовскими и другими не славянскими названиями: Теза, Нерль, Судогда, Нерехта, Тара, Колокша, Пекша, Ворша, Киржач, Шерна, Уча. Такое обилие «чужих» гидронимов вполне понятно: до конца XIV в. среднее течение Клязьмы почти совпадало с северной границей Мещерского княжества, исконным населением которого было волжско-финское племя мещера.
Значение реки как пути оценивается не только тем, где находятся ее исток и устье, но и возможностями перехода из этой реки в бассейны других рек. Для Клязьмы такими соседними реками были Волга с севера и Ока с юга. И в Волгу и в Оку можно было пройти благодаря существовавшим с глубокой древности волокам, причем для перехода в Оку была благоприятна верхняя треть течения Клязьмы, а переходы в Волгу можно было сделать как из Верхнего, так и из среднего течения.
Волоки из Клязьмы в Оку осуществлялись при посредничестве Москвы-реки. В своих верхних течениях Москва-реки и Клязьма протекают достаточно близко друг от друга и местами сближаются до расстояния всего
Несколько таких переходов были проложены по землям, находящимся в границах современной Москвы. В пределах МКАД известно около сотни рек и ручьев, большинство из которых ныне уже не существуют. Из них от Москвы-реки в сторону Клязьмы за границу города выходят две реки – Сходня (прежнее название Всходня, Входня, длина
Сходненский волок простирался от устья реки Горетовки до села Черкизова на Клязьме, а волок Яузкий – от селения Яузкое Мытище до Городища на Клязьме. Длина первого волока была около 2–3 км, второго около
Таким образом, их Москвы водными путями можно было пройти на Новгород (через реку Рузу и волок Ламский), на Владимир и Волгу (через Яузский волок и Клязьму), на Днепр и в Киев (через верховья Москвы-реки и волок на Ворю, Угру и Оку) и на Дон (вверх по Оке до Упы и вверх по Упе к Дону).
В местах указанных волоков издавна образовывались поселения. Археологические раскопки обнаруживают следы таких поселений, относящиеся к VIII – IX векам. Вряд ли можно сомневаться, что Яузким волоком зимой 1237-1238 гг. воспользовался хан Батый, прошедший со своим войском от Коломны до Москвы, а затем по Клязьме до Владимира.
Переходя в среднее течение, Клязьма и Москва-река все дальше отдаляются друг от друга, так что расстояние от устья Москвы-реки до Клязьмы превышает
Между тем, природа и здесь представила удобный случай. Левый приток Москвы-реки река Нерская (прежние названия Мерзкая, Мерьзка указывают на племя меря) уходит от своего устья к северо-востоку на
Водораздел между бассейнами Клязьмы и Москвы-реки проходит между современными городами Орехово-Зуево и Ликино-Дулево. По гребню этого водораздела ныне проходит шоссе Ликино-Дулево – Шатура. Вправо и влево от этой дороги стекают небольшие реки. Здесь была еще одна возможность перехода из Клязьмы в Москву-реку. На Клязьме волок начинался от поселения с названием «Волочек».
Впервые это поселение было упомянуто русскими летописями под
«В лето 6717. Приходиша к Москви Рязаньская два князя, Изяслав Володимерич и Кюр Михаил Всеволодич, слыша бо, яко сынове Всеволоже отошли суть на Тферь противу Новгородцем, а сего не ведяху, яко урядившеся с новгородци приидоша с Тфери в Володимерь к отцю своему; нача же воевати села около Москвы. Слышав же князь великий Всеволод посла противу им вборзе сына своего Георгия. Пришедшу же ему на Голубино вечер и посла сторожи пытати рати, и бысть ему весть, оже Изяслав стоит на Мерьске, а Кюр Михаил на Литове, а люди своя распустиша воевати.
Георгий же поиде черес ночь противу Изяславу на Мерьску, той бе ему напреди, и быв на Волочце и оттоле ряди сторожевый полк за реку Клязьму, а сам поиде за ними же. И в ранню зорю сретошася стороже их, и погнаша Юрьевы сторожи Изяславлих, и гнаша их лесом секуще я. Гергий же поиде за ними вборзе с полком своим и приде к реце Дрозьдне и ту удари на Изяслава, он же побеже, а дружину его избиша, а другия изъимаша, а сам утече чрес реку, и многа дружина истопоша около его. Слышав же то Кюр Михаил, оже Изяслав побежен, и беже и сам с полком своим, бяше бо тогда великий четверток и собор архангела Гавриила. Князь же Георгие взвратися с победою ко отцю своему в Володимир с великою честью».
Событие произошло в день празднования собора архангела Гавриила (8 апреля) и этот день в
Впоследствии Волочек на Клязьме стал именоваться Волочком Зуевым, затем его называли «деревня Зуева, Волочек тож», а затем просто «деревня Зуево», «село Зуево».
Начинавшийся от Волочка на Клязьме водный путь к Москве-реке оканчивался в устье Нерской, где располагалось поселение Усть-Мерский мыт. Позднее в этих местах существовала Усть-Мерская волость. Через Волочек на Клязьме осуществлялся кратчайший (минуя Москву) путь из Владимира в Рязань. Благодаря этому волоку дорога между Владимиром и Рязанью сокращалась почти вдвое. В XII – XIII вв. этим путем пользовались постоянно, а в
Предыстория этого события такова. С
Следующее «странствие» образа Владимирской Богородицы произошло в следующее десятилетие. В
Чувствуя за собой силу, суздальские и ростовские бояре убедили Глеба рязанского стать на их сторону. В результате владимирским князем стал Ярополк Ростиславич, а его брат Мстислав сел на ростовский стол. Вместе с ними полнотой власти воспользовался и Глеб Ростиславич рязанский.
Ростиславичи клялись народу, что не сотворят зла Владимиру. Однако у горожан были отобраны ключи от ризницы собора Пресвятой Богородицы, из которого было взято всё золото и серебро, старинные книги и главная святыня – Богородичная икона. Сам храм был лишен дани, установленной ему еще князем Андреем. По словам летописи, владимирцы говорили: «Грабят всю землю, точно не свою, будто долго сидеть у нас не хотят, мало землю – церкви грабят. Так промышляйте, братья!»
В конце концов в Чернигов к князю Михалке были посланы выборные люди с просьбой придти на княжение. Михалко и Всеволод победили Ростиславичей в битве под Владимиром и вскоре выступили в поход против рязанского князя Глеба. Кроме усмирения Рязани целью похода являлось возвращение всех награбленных владимирских сокровищ, в том числе древних книг, меча Святого князя Бориса, и священного образа Пресвятой Богородицы.
Лаврентьевская и Суздальская летописи под 6684-м годом (1176-м от Рождества Христова) сообщают об этом походе владимирских князей на князя Глеба и о том, что на реке Мерьской (Нерской) владимирцев встретили послы Глеба:
«В то же лето иде Михалко со братом Всеволодом на Глеба к Рязаню и бывшю ему на Мерьской усретоша и ею посли Глебови рекуще Глеб ся кланяет аз во всем вмноват а ноне ворочю все что есми поимал у шюрину своею у Мстислава и у Ярополка и до золотника и Св. Богородицу взял бяше у Володимерьскою церкве что и до книг и то все вороти. Михалко же и Всеволод уладися с ним и еха опять ко Володимирю».
Практически то же самое сообщается под 6684-м годом и в Летописи по Воскресенскому списку: «Того же лета поиде Михалко на Глеба к Резаню, бывшу же ему на Мерьской, усретоша и посли Глебовы ркуще: Глеб ся кланяет, во всем виноват, а что есмь поимал у шурину своею у Мстислава и у Ярополка от Святыя Богородицы из Володимерския церкви то все ворочю и до золотника такоже и книги и ино что ни есть то все воротим. Михалко же смирися с ним и иде Володимерю».
Здесь же на Мерьской произошло замирение с князем Глебом. Владимирцы вернулись во Владимир, а вскоре туда прибыли и похищенные владимирские святыни – все «до золотника».
Таким образом, упоминающийся поход на Рязань проходил через волок с Клязьмы на Нерскую, очевидно бывший наилучшим путем между столицами двух княжеств. С большой вероятностью можно говорить, что по этому древнему водному пути с Клязьмы на Оку, в
Примерно на середине длины Клязьмы, в пригороде Владимира Боголюбове в Клязьму впадает ее левый приток река Нерль Клязьминская, протяженностью в 260 верст. Исток этой реки лежит в
Отсюда открывалась дорога вверх по Волге к Твери и Новгороду. Кроме того, напротив устья Нерли в Волгу впадала река Медведица, уводящая путешествующего вглубь Тверских земель.
Возможность прохода с Клязьмы на Волгу по двум Нерлям была известна людям с очень давних времен, и первые крупные поселения (древнейшие городища) на Плещеевом озере возникли как вехи этого водного пути. Не исключено, и то, что основатель города Переславля Залесского князь Юрий Долгорукий видел в нём прежде всего своеобразный ключ к владению волжско-клязьменской дорогой.
Наверное, не случайно эта важнейшая путевая артерия в XII веке была «застолблена» знаменитыми одноглавыми белокаменными храмами, древнейшими и красивейшими архитектурными памятниками владимиро-суздальской Руси. Один из них (Преображенский,
Клязьма и поныне во многом остается рекой владимирской. На владимирскую землю приходится более половины длины реки. Здесь на ней стоят древнейшие города: Владимир-на-Клязьме, Ковров, Вязники, Гороховец. И здесь же, на нижегородском шоссе она до сих пор служит еще и восточной границей области: переехав мост через реку, человек оказывается уже на нижегородской земле.
Алексеев Владимир Николаевич, член Союза краеведов и Союза писателей РФ, член-корреспондент академии Российской словесности.
© В.Н.Алексеев, 2010