Комментарии
usa_max
Рекомендуем:

Главная || По Краю || Древние пути по реке Клязьме

Древние пути по реке Клязьме

Подавляющее большинство древних славянских поселений на Руси возникало вдоль путей, каковыми на равнинных территориях, прежде всего, были реки. Проживание на водном пути или рядом с ним давало людям множество социальных,  экономических и бытовых преимуществ. Здесь было удобнее торговать любым товаром и своим трудом, проще построить надежное укрепление, легче узнавать обо всех новостях, происходящих в ближних и дальних землях. Вот почему расселение славян к востоку  происходило по рекам, на берегах которых возникали деревни, села, погосты и города.

Использование рек в качестве дорог обязательно предполагало знание мест переходов из одного речного бассейна в другой. Таких переходов было известно великое множество. Наиболее удобные из них служили не только для прохода людей, но и для переноски различных судов из реки  в реку. Такие места называли «переволоками» или просто «волоками». Волоков на Руси тоже было немало, их количество исчислялось не одной сотней.

Естественно, что переходы между реками и волоки в том числе обязательно были заселены. Поселения в этих местах самим своим существованием обозначали наличие важной дороги. До сих пор в северных областях европейской России сохраняются десятки таких топонимов как Волок, Волоцкое, Волочек, Волокушино, Заволочье и т.п. В Архангельской области есть  даже река с название  «Волоковая».

Одним из древних водных путей Ростово-Суздальской земли, а затем  и Московского княжества была река Клязьма. Не делающая слишком больших изгибов в сторону, эта большая река шла от Москвы прямо на восток и служила кратчайшим путем сначала к границам ростово-суздальских земель, а затем и к Волге.  Строго говоря, к самой Волге Клязьма не приводила, а впадала в Оку верст за пятьдесят до Волги. Однако по сравнению с длиной Клязьмы (около 650 верст) эти пятьдесят верст были уже пустяком: при хорошей воде – всего полдня пути.

От Москвы до Волги можно было добраться и по Оке, но такой путь был, примерно, в полтора раза длиннее. Кроме того, в этом случае бóльшая часть пути приходилась на земли Рязанского княжества, далеко не всегда  дружелюбно относившегося к владимирцам. Клязьма же на всем своем протяжении была рекой «владимирской», а значит, и плавание по ней было гораздо более  спокойным. Особенно возросла роль Клязьмы после того, как столица княжества была перенесена в новообразованный град Владимир.

Прекрасным знанием речной сети обладало еще дославянское население центральной России. Свидетельством этого являются многочисленные угро-финские гидронимы не только крупных и средних рек, но даже и ручьев. Это правило справедливо и для Клязьмы: с обоих берегов в нее впадают реки с мерянскими, мещерскими, мордовскими и другими не славянскими названиями: Теза, Нерль, Судогда, Нерехта, Тара, Колокша, Пекша, Ворша, Киржач, Шерна, Уча. Такое обилие «чужих» гидронимов вполне понятно: до конца XIV в. среднее течение Клязьмы почти совпадало с северной границей Мещерского княжества, исконным населением которого было волжско-финское племя мещера.

alex_rus

Значение реки как пути оценивается не только тем, где находятся ее исток и устье, но и возможностями перехода из этой реки в бассейны других рек. Для Клязьмы такими соседними реками были Волга с севера и Ока с юга.  И в Волгу и в Оку можно было пройти благодаря существовавшим с глубокой древности волокам, причем для перехода в Оку была благоприятна верхняя треть течения Клязьмы, а переходы в Волгу можно было сделать как из Верхнего, так и из среднего течения.

 

Волоки из Клязьмы в Оку осуществлялись при посредничестве Москвы-реки. В своих верхних течениях Москва-реки и Клязьма протекают достаточно близко друг от друга и местами сближаются до расстояния всего 15 км. В этих местах издревле существовали переходы и волоки, позволявшие попадать из северных земель в восточные (по Клязьме) или южные (по Москве-реке).

Несколько таких переходов были проложены по землям, находящимся в границах современной Москвы. В пределах МКАД известно около сотни рек и ручьев, большинство из которых ныне уже не существуют. Из них от Москвы-реки в сторону Клязьмы за границу города выходят две реки – Сходня (прежнее название Всходня, Входня, длина 47 км) и Яуза (длина 27 км).  Обе эти реки и возможно также речка Химка использовались для перехода из Москвы-реки в Клязьму. Другими словами,  в верховьях Сходни и Яузы существовали волоки.

Сходненский волок простирался от устья реки Горетовки до села Черкизова на Клязьме, а волок Яузкий – от селения Яузкое Мытище до Городища на Клязьме. Длина первого волока была около 2–3 км, второго около 7 км. Оба волока были частью дороги между Москвой и Владимиром, а до возникновения Москвы связывали  Смоленское и Черниговское княжества с Владимиро-Суздальским. Устье Яузы, как реки ведущей к волоку, определило (или было главной определяющей причиной) место возникновения и города Москвы.

Таким образом, их Москвы водными путями можно было пройти на Новгород (через реку Рузу и волок Ламский), на Владимир и Волгу (через Яузский волок и Клязьму), на  Днепр и в Киев (через верховья Москвы-реки и волок на Ворю, Угру и Оку) и на Дон (вверх по Оке до Упы и вверх по Упе к Дону).

В местах указанных волоков издавна образовывались поселения. Археологические раскопки обнаруживают следы таких поселений, относящиеся к VIII – IX векам. Вряд ли можно сомневаться, что Яузким волоком зимой  1237-1238 гг. воспользовался хан Батый, прошедший со своим войском от Коломны до Москвы, а затем по Клязьме до Владимира.

Переходя в среднее течение, Клязьма и Москва-река все дальше отдаляются друг от друга, так что расстояние от устья Москвы-реки до Клязьмы  превышает 70 км. Кроме того, между реками вклинивается Мещерская низменность с ее болотами и сплошными лесами, казалось бы совершенно исключающими всякую возможность водного сообщения.

Между тем, природа и здесь представила удобный случай. Левый приток Москвы-реки река Нерская (прежние названия Мерзкая, Мерьзка указывают на племя меря) уходит от своего устья к северо-востоку на 90 км. Исток Нерской отстоит от Клязьмы всего в 20 км, а  правые притоки Нерской начинаются всего в 10 км от Клязьмы.

Водораздел между бассейнами Клязьмы и Москвы-реки проходит между современными городами Орехово-Зуево и Ликино-Дулево. По гребню этого водораздела ныне проходит шоссе Ликино-Дулево – Шатура. Вправо и влево от этой  дороги стекают небольшие реки. Здесь была еще одна возможность перехода из Клязьмы в Москву-реку. На Клязьме волок начинался от поселения с названием «Волочек».

Впервые это поселение было упомянуто русскими летописями под 6717 г. от Сотворения мира (1209 г. от Рождества Христова). В тот год здесь  произошло сражение между полком владимирского князя Георгия Всеволодовича (сыном великого владимирского князя Всеволода III «Большое гнездо») и дружинами рязанских князей Изяслава Владимировича и Михаила Всеволодовича. Бой происходил на противоположном от Волочка берегу Клязьмы, в устье ее притока реки Дроздны, о чем и писали летописи:

«В лето 6717. Приходиша к  Москви Рязаньская два князя, Изяслав Володимерич и Кюр Михаил Всеволодич, слыша бо, яко сынове Всеволоже отошли суть на Тферь противу Новгородцем,  а сего не ведяху,  яко урядившеся с новгородци приидоша с Тфери в Володимерь к отцю своему; нача же воевати села около Москвы. Слышав же князь великий Всеволод посла противу им вборзе сына своего Георгия. Пришедшу же ему на Голубино вечер и посла сторожи пытати рати, и бысть ему весть, оже Изяслав стоит на Мерьске, а Кюр Михаил на Литове, а люди своя распустиша  воевати.

Георгий же поиде черес ночь противу Изяславу на Мерьску, той бе ему напреди, и быв на Волочце и оттоле ряди сторожевый полк за реку Клязьму, а сам поиде за ними же. И в ранню зорю сретошася стороже их, и погнаша Юрьевы сторожи Изяславлих, и гнаша их лесом секуще я. Гергий же поиде за ними вборзе   с полком своим и приде к реце Дрозьдне и ту удари на Изяслава, он же побеже, а дружину его избиша, а другия изъимаша, а сам утече чрес реку, и многа дружина истопоша около его. Слышав же то Кюр Михаил, оже Изяслав побежен, и беже и сам с полком своим, бяше бо тогда великий четверток и собор архангела Гавриила. Князь же Георгие взвратися с победою ко отцю своему в Володимир с великою честью».

Событие произошло в день празднования собора архангела Гавриила (8 апреля) и этот день в 1209 г. совпал с Великим Четвергом, т.е. пришелся на Страстную Седмицу. Кроме летописей, указанное событие 1209 года упоминается и в энциклопедическом словаре под редакцией Брокгауза и Эфрона.

Впоследствии Волочек на Клязьме стал именоваться Волочком Зуевым, затем его называли «деревня Зуева, Волочек тож», а затем просто «деревня Зуево», «село Зуево».

Начинавшийся от Волочка на Клязьме водный путь к Москве-реке оканчивался в устье Нерской, где располагалось поселение Усть-Мерский мыт. Позднее в этих местах существовала Усть-Мерская волость.                       Через Волочек на Клязьме осуществлялся  кратчайший (минуя Москву) путь из Владимира в Рязань. Благодаря этому волоку  дорога между Владимиром и Рязанью сокращалась почти вдвое. В XII – XIII вв. этим путем пользовались постоянно, а в 1776 г. по нему из Владимира в Рязань и обратно провезли чудотворную икону Богородицы (Будущую Владимирскую Божию Матерь), о чем также сообщалось в летописях.

Предыстория этого события такова. С 1160 г. местом постоянного пребывания иконы Богородицы  стал городской Владимирский собор. Лишь в некоторые моменты истории чудотворный образ покидал свою обитель. Например,  в 1164 г.  князь Андрей Боголюбский, отправляясь в поход против  волжских булгар, взял икону с собой.

Следующее «странствие» образа Владимирской Богородицы произошло в следующее десятилетие. В 1174 г. после убийства князя Андрея во Владимире воцарилось безначалие, начались   грабежи и убийства. Народ и  дружина  не могли сразу решить, кому из князей отдать предпочтение:  племянникам князя Андрея  Ярополку и Мстиславу Ростиславичам (детям покойного  Ростислава Юрьевича) или младшим братьям  князя Андрея – Михалке и Всеволоду Юрьевичам. Сторонники племянников А. Боголюбского  искали помощи у рязанского князя Глеба Ростиславича,   которому Ярополк и Мстислав были шуринами.

Чувствуя за собой силу, суздальские и ростовские бояре  убедили Глеба  рязанского стать на их сторону. В результате владимирским князем стал Ярополк Ростиславич, а его брат Мстислав сел на ростовский стол. Вместе с ними полнотой власти воспользовался и Глеб Ростиславич рязанский.

Ростиславичи  клялись народу, что не сотворят зла Владимиру. Однако  у горожан были отобраны ключи от ризницы собора Пресвятой Богородицы, из которого было взято всё золото  и серебро, старинные книги и главная  святыня – Богородичная икона. Сам храм был лишен дани, установленной ему еще князем Андреем. По словам летописи, владимирцы говорили: «Грабят всю землю, точно не свою, будто долго сидеть у нас не хотят,  мало землю – церкви грабят. Так промышляйте, братья!»

В конце концов в Чернигов к князю Михалке  были посланы выборные люди с просьбой придти на княжение. Михалко и Всеволод победили Ростиславичей в битве под Владимиром  и  вскоре выступили в поход против рязанского князя Глеба. Кроме усмирения Рязани целью похода являлось возвращение всех награбленных владимирских сокровищ, в том числе древних книг, меча Святого князя Бориса, и  священного  образа Пресвятой Богородицы.

Лаврентьевская и Суздальская летописи под 6684-м годом (1176-м от Рождества Христова) сообщают об этом походе владимирских князей на  князя Глеба и о том, что на реке Мерьской (Нерской) владимирцев встретили послы Глеба:

«В то же лето иде Михалко со братом Всеволодом на Глеба к Рязаню и бывшю ему на Мерьской усретоша и ею посли Глебови рекуще Глеб ся кланяет аз во всем вмноват а ноне ворочю все что есми поимал у шюрину своею у Мстислава и у Ярополка и до золотника и Св. Богородицу взял бяше у Володимерьскою церкве что и до книг и то все вороти. Михалко же и Всеволод уладися с ним и еха опять ко Володимирю».

Практически то же самое сообщается под 6684-м годом и в Летописи по Воскресенскому списку: «Того же лета поиде Михалко на Глеба к Резаню, бывшу же ему на Мерьской, усретоша и посли  Глебовы ркуще: Глеб ся кланяет,  во всем виноват, а что есмь поимал у шурину своею у Мстислава и у Ярополка от Святыя Богородицы из Володимерския церкви то все ворочю и до золотника такоже и книги и ино что ни есть то все воротим. Михалко же смирися с ним и иде Володимерю».

Здесь же на Мерьской произошло замирение с князем Глебом. Владимирцы вернулись во Владимир, а вскоре туда прибыли и похищенные владимирские святыни –  все «до золотника».

Таким образом, упоминающийся поход на Рязань проходил через волок с Клязьмы на Нерскую, очевидно бывший наилучшим путем между столицами двух княжеств. С большой вероятностью можно говорить, что  по этому древнему водному пути с Клязьмы на Оку, в 1776 г. от Рождества Христова провозили и православную святыню –  Владимирскую икону Богородицы:  из Владимира в Рязань, а затем обратно.

Примерно на середине длины Клязьмы, в пригороде Владимира Боголюбове в Клязьму впадает ее левый приток река Нерль Клязьминская, протяженностью в 260 верст. Исток этой реки лежит в 25 км к северу от Переславля Залесского, а сама река в прежние времена служила водным путем из Клязьмы на верхнюю Волгу. Дело в том, что один из первых притоков Нерли Клязьменской, речка Нилка протекает в 8 км от Переславля, пройдя которые, можно сесть в лодки и спуститься по Нерли до Клязьмы или даже до Волги. Из самого же Переславль можно было легко попасть в Волгу. По вытекающей из Плещеева озера реке Вексе попадали в небольшое озеро Сомино, из которого вытекала другая Нерль – Волжская, через сотню верст впадавшая в Волгу чуть выше города Калязина. Прежде в устье Нерли стоял основанный Юрием Долгоруким в 1134 г. город-крепость Кснятин.

Отсюда открывалась дорога вверх по Волге к Твери и Новгороду. Кроме того,  напротив устья Нерли в Волгу впадала река Медведица, уводящая путешествующего вглубь Тверских земель.

 Возможность прохода с Клязьмы на Волгу по двум Нерлям была известна людям с очень давних времен, и первые крупные поселения (древнейшие городища) на Плещеевом озере возникли как вехи этого водного пути. Не исключено, и то, что основатель города Переславля Залесского князь Юрий Долгорукий видел в нём прежде всего своеобразный ключ к владению волжско-клязьменской дорогой.

Наверное, не случайно эта важнейшая путевая артерия в XII веке  была «застолблена» знаменитыми одноглавыми белокаменными храмами, древнейшими и красивейшими архитектурными памятниками владимиро-суздальской Руси.  Один из них (Преображенский, 1152 г.) был возведен в Переславле Залесском, другой (Борисоглебский, 1152г.) – у впадения в Клязьменскую Нерль реки Кидекши, а третий (Покровский, 1158 г.) – практически в устье этой же Нерли. Возможно такой же храм стоял в исчезнувшем ныне городе Кснятине.

Клязьма и поныне во многом остается рекой владимирской. На владимирскую землю приходится более половины длины реки. Здесь на  ней стоят древнейшие города: Владимир-на-Клязьме, Ковров, Вязники, Гороховец. И здесь же, на нижегородском шоссе она до сих пор служит  еще и восточной границей области: переехав мост через реку, человек оказывается уже на нижегородской земле.

 

Алексеев Владимир Николаевич, член Союза краеведов и Союза писателей РФ, член-корреспондент академии Российской словесности.

© В.Н.Алексеев, 2010

 


Защитный код.php
Обновить

Блог Михаила Буранцева

KReeD: восходящая звезда

KreeD_1 Всем, кто ждал от меня новостей, привет! С тех пор, как в армию московских видеоблоггеров заделался мой крёстный брат Дима Ванслов [в...

EXCLUSIVE: Наталия Орейро в России!

Naty_1 Всемирно популярная певица, актриса и модельер Наталия Орейро на днях посетила северную столицу России – город Санкт-Петербург. Во время своего приезда...
Последние новости
OzTvBEST1.jpg
Пятница, 07 Декабря 2012 09:35
В первый день декабря в официальной группе «ТВоё Орехово-Зуево» [Вконтакте.ру] стартовало уже становящееся Подробнее...
Dmitrov_3.jpg
Вторник, 27 Ноября 2012 18:33
Московский областной антинаркотический марафон «Здоровое поколение Подмосковья», организаторами Подробнее...
Kolomna_4.jpg
Вторник, 13 Ноября 2012 16:49
Московский областной антинаркотический марафон «Здоровое поколение Подмосковья», стартовавший летом в Подробнее...
VekTeatra_5.jpg
Вторник, 16 Октября 2012 20:00
Как известно, в этом году самый старый и известный на всю Московскую область храм орехово-зуевской культуры Подробнее...
Четверг, 04 Октября 2012 18:46
Недавно ученики Детской школы искусств имени Якова Флиера устроили настоящий сюрприз для ореховозуевцев Подробнее...
Блог Орехова и Зуева

Весна покажет…

Олег Валерьевич уберите город! Кажется, что зима и не думает уходить, пускать к нам весну. Думается, что эта снежно-грязевая жижа никогда не растает и никуда...

Вонючие реки. Новое в топографии Орехова-Зуева

kanal_orechovo Актуальность пословицы «канализация-сердце города» увеличивалась и расширяла свои границы еще со времен древнего Рима, и вместе с прогрессом повышались требования к...

Новая Карьера! Курсы HTML: html верстка обучение. PR-менеджер в политике и бизнесе.