Дави педали
27.01.2009
Исторически сложилось, что Калифорния – самый «ленивый» на работу штат Соединённой Америки. Иначе чем объяснить постоянный поиск калифорнийцами очередного интересного дела для занятия? А между тем, модные сегодня виды экстремального спорта имеют калифорнийские корни. Как правило, каждый из них возникает сначала «ради интереса», потом «ради славы» и, наконец, «ради кайфа». BMX [бэ-эм-икс] – дисциплина родом из спортивной калифорнийской семьи. Он, как и скейтбординг, возник в 60-70-х годах и вырос из детского стремления подражать легендам другого экстремального спорта - мотокроса. Однажды увлечённые подростки решили, что по гоночной трассе можно ездить и на велосипеде. Специально для этого они придумали велосипед с маленькими колесами, особой геометрией рамы и специальным рулём, который теперь называют на английский манер «байком». Так и появился этот загадочный вид спорта, обозначаемая словом из трёх букв. Под названием «BMX» понимают всякого рода трюкачество на велосипеде, пусть иногда и в несколько извращённом смысле – ведь условно говоря, не одними трюками BMX един. Стилей и направлений здесь достаточно, чтобы запутать неопытного новичка. Из-за достаточно продолжительного периода изоляции молодёжное увлечение добралось до России очень поздно, но вскоре, как и когда-то в Калифорнии, вызвало повальную эпидемию среди экстремалов. Число людей, оседлавших мини-байки, постоянно росло. Теперь, когда всё стало привычным, старшее поколение больше не вопрошает, почему эти мальчики и девочки катаются на детских велосипедах, и вполне терпимо относится к экстремалам, наперегонки носящимся по улицам на своих «железных конях». Орехово-Зуево в какой-то степени тоже стал центром распространения велоинфекции.
Саша и Паша – одни из тех, кто заразился сразу. Оба учатся, оба работают, оба спортсмены и красавцы, пожалуй, только не комсомольцы, и то, видимо, потому, что тотальную партийность отменили. Их истории как две капли воды похожи и, в принципе, вполне тривиальны. Пришли – увидели – попробовали – затянуло. «Мы в детстве играли в компьютерные игры, смотрели телевизор. Заинтересовались этим направлением и решили сами чего-то добиться», - говорит Павел. «Хотелось чего-то необычного», - добавляет Саша. И вот они одними из первых приобрели себе по велосипеду. Хотя, конечно, сейчас признаются, что те «байки», которые достались им тогда, были «так себе» - и от незнания, и от дефицита качественных машин, и из-за относительной финансовой недоступности. По совету друзей Саша купил себе велик за 8 тысяч по тем деньгам, а Паша приобрёл байк на 3 тысячи дешевле. ![]() С тех пор много времени утекло. За свои 4 с лишним года практики Паша успел бросить своё экстремальное занятие, но вернулся обратно. «Одно время не было прогресса, - признаётся райдер, - поэтому надоело». Спортбайк велосипедист сменил на доску, но скоро понял, что скейтборд не для него, и снова вывел на городские улицы своего железного коня о двух колёсах. Но теперь он говорит: главное не прогресс, а «просто умение кататься». А Саша в свою очередь скромно замечает, что BMX для него – своего рода средство самовыражения.
Первым трюком, который обычно выполняют райдеры, и то, с чего начинают, – так называемый «Bunny-hop», то есть прыжок, когда сначала передняя часть байка отрывается от земли, а за ней следует и заднее колесо. Такой трюк позволяет преодолевать совершенно различные препятствия, либо наоборот – брать их штурмом, чтобы затем продемонстрировать что-то действительно умопомрачительное. «Потом прыжок на 180 и 360 градусов – и дальше каждый делает что хочет», - рассказывают ребята. И постепенно этот каприз, содержанием которого был интерес к экстриму, перерастает в стиль жизни. «Мы показываем трюки, комбинации, в конце концов, просто собираемся, встречаемся, общаемся».
К этому движению год от года присоединяются всё новые и новые люди. Но, по мнению райдеров, число увлекающихся год от года высокое, но количество постоянно катающихся людей стабильное. Всё очень просто: кто-то решает попробовать вновь, а кто-то полагает, что с BMX-ом его больше ничего не связывает, - и оставляет байк пылиться в укромном дальнем углу какого-нибудь гаража. Серьёзно же этим занимаются единицы: в каждом их городов района и Орехово-Зуева таких профессионалов можно пересчитать по пальцам одной руки. Большинство из этих ребят объединяет не только любовь к велосипедному трюкачеству, но и общие знамёна одной команды. Саша и Павел – участники достаточно известного неформального объединения «RideHard», где, помимо BMX-а, можно найти и мастеров другого велосипедного экстрим-спорта – триала, с которым часто этот бэ-эм-икс и путают. Триалисты, в отличие от мастеров виртуозной езды, ставят целью преодоление всяческих препятствий – и, надо сказать, в нашем городе также достаточно кудесников подобного рода.
Несмотря на травматичность велосипедных покатушек, ребята говорят, что серьёзные повреждения получают редко, зато по мелочи – хоть отбавляй. Но всё равно полноценную защиту не используют, признавая только щитки для ног. Остальное – удел новичков, но и те, глядя на сверстников, не спешат надевать специальные шлемы и прочую экипировку, считая её неудобной. При этом особая физическая подготовка для занятий, считают райдеры, не нужна. «Всё, что нужно, развивается само в процессе тренировок», - утверждает Паша.
А вот тренироваться нашим бэ-эм-иксерам негде. В городе специальных парков для этого нет, потому приходится райдерам самим организовывать себе площадки и строить различные препятствия. Но всё, что делается собственными руками, в конце концов гибнет под нашествием стихий. Поэтому всё чаще они выходят на городские улицы. Излюбленным местом является район, примыкающий к площади, где есть достаточно много интересных элементов – там можно неплохо потренироваться.
Ближайшая же точка для профессионального катания – в Павловском Посаде. Но было бы лучше, если подобное место появилось в нашем городе. Пока райдеры об этом только мечтают, описывая условия, которые будут им по нраву. Всё, что нужно, – это помещение с высокими потолками и ровным полом, несколько стандартных препятствий. В общем, вот и вся нехитрая обстановка. За такое богатство мастера велосипеда готовы даже консультировать строителей и в будущем платить небольшие деньги, другой вопрос, где найти инвестора, который отважится вложиться в такой спортивный комплекс?
Кстати, о финансах. Несмотря на кажущуюся простоту устройства «железных коней», каждый велик стоит больших денег. «Цену не называйте, пожалуйста, а то оставить будет страшно», - просят наши герои. И правда, пара тысяч долларов за раму и два колеса – это дорогое удовольствие. Новички обычно довольствуются байками попроще, купленными в специальных магазинах уже в сборке. Профессионалы же собирают велосипед «под себя», покупая каждую деталь отдельно. В западных фирмах, специализирующихся на экстремальном оборудовании, непрерывно изобретают велосипед – в прямом смысле слова. Постоянно на рынке появляются всё новые, более усовершенствованные детали – от сверхлёгких рам до каких-нибудь «звёздочек» заднего колеса, сделанных из прочного сплава. Такое разнообразие элементов привело к появлению особого класса райдеров, которые толком кататься не умеют, зато постоянно хвалятся всё более совершенными и дорогими наворотами на своём боевом коне. «Навороченные» есть и в Орехово-Зуеве, хотя приобрести хорошую деталь у нас почти невозможно. Саша вспоминает, как однажды искал специальную цепь – и, к своему удивлению, действительно нашёл, но, по его словам, цепь – это, пожалуй, та единственная деталь, которую реально купить в нашем городе. За всей остальной оснасткой приходится ехать в столицу.
Но никто и не думает унывать. В конце концов, любой экстрим – течение андеграундное. Потому занятым BMX-ом людям не привыкать к трудностям. С 2008-го года BMX официально входит в программу Олимпийских игр. Кто знает, может, рано или поздно и на мировой арене мелькнёт звёздочка под российским триколором. А может, и под флагом Орехово-Зуева. Фотограф - Стас Устинов. Количество показов: 966 Автор: Олег Костин Рейтинг: 4.48 |